Orc2.ru

Народонаселенческий блог orc2.ru

Метки: Ильминский николай иванович википедия, ильминский николай иванович южно-сахалинск, ильминский николай иванович библиография, ильминский николай иванович реферат.

Николай Ильминский
Дата рождения:

23 апреля 1822(1822-04-23)

Место рождения:

Пенза

Дата смерти:

27 декабря 1891(1891-12-27) (69 лет)

Место смерти:

Казань

Страна:

 Российская империя

Научная сфера:

тюркология, востоковедение, библеистика

Место работы:

Казанская духовная академия, Казанский университет

Альма-матер:

Казанская духовная академия

Известен как:

миссионер

Николай Иванович Ильминский (23 апреля 1822 — 27 декабря 1891) — русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Академии Наук.

В 1846 окончил Казанскую духовную академию, где был оставлен в должности учителя естествен­ных наук и «турецко-татарских языков»; в 1847 ему присвоена степень магистра и бакалавра той же академии.

В 18511854 Ильминский командирован в Константинополь, Дамаск, Каир и другие города Ближнего Востока. По возвращению из этого путешествия с осени 1854 препода­вал на миссионерском (противомусульманском) отделении Казанской духовной академии восточные языки и некоторые другие предметы.

В эти годы Н. И. Ильминский впервые в истории тюркологии готовит к изданию (по списку Г.-Я. Кера) чагатайский текст «Бабур-наме». Вскоре издает другой важный средневековый памятник — «Кысас ал-анбийа» (Казань, 1859).

В 1855-1856 у Н. И. Ильминского, выработавшего систему просвещения направленную на усиление православия среди нерусских народов Поволжья, Средней Азии и Сибири, сложилось твердое убеждение, что

«лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев», «которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здра­выми понятиями о природе и истории и внушило бы им уважение к свидетельствам до­стоверным».

— Зеленин 1902: 183, 105

Поэтому Ильминский не считал нужным препода­вать студентам специальную «полемику против Мухаммеданства». Отступление от учеб­ной программы и «крамольные идеи» вызвали недовольство начальства, что вынудило Ильминского в конечном счете уйти из духовной академии.

Ильмин­ский, выйдя из духовного звания (вместе со своим единомышленником A. A. Бобровниковым), перешёл на гражданскую службу. С 31 декабря 1858 года он — переводчик Оренбургской Пограничной комиссии, где познакомился с казахским просветителем Алтынсарином.

В 1859 году принял участие в экспедиции для съёмки восточного бе­рега Каспийского моря (то есть на территории Туркмении), начиная почти от Мангышлака до персидской границы; эта экспедиция продолжалась с 1 мая по октябрь.

С декабря 1861 переехал в Казань. Совмещает чтение лекций на кафедре турецко-татарского языка историко-филологического факультета Казанского университета, а с 1863 года — и препо­давание восточных языков в Казанской духовной академии с работой над учебными по­собиями для татар на татарском языке.

В 1868 году Ильминский стал одним из основателей и руководителем вновь образованной Постоянной перевод­ческой комиссии, при миссионерском Братстве Святителя Гурия (образована согласно высочайше утвержденным Правилам 18.03.1868), состоявшей из трёх членов Совета братства и решавшей вопрос о качестве и необходимости тех или иных переводов.

19 августа 1872 года перешел на должность директора вновь открытой в Казани инородческой учительской семинарии.

С 1870 года — член-корреспондент Императорской Академии Наук. На пост академика баллотироваться отказался в пользу В. В. Радлова.

Два основных пункта в его просвети­тельной системе:

«Во-первых, обучение инородцев должно происходить на их родном языке, и притом на языке народном (в противоположность книжному или по­пытке создать таковой язык); во-вторых, учитель непременно должен быть соплемен­ником своих учеников, то есть инородцем же»

(цит. по [Зеленин 1902: 178]

Оценка результатов реализации идей Ильминского

Непосредственной реализацией идей Ильминского среди казанских татар и чуваш занимались Василий Тимофеев и Иван Яковлев. Результаты деятельности В. Т. Тимофеева и И. Я. Яковлева, по словам И. Г. Максимова получили разную оценку среди татар и чуваш:

По-разному оценивается теперь деятельность этих двух людей, В. Т. Тимофеева и И. Я. Яковлева, делавших, одно и тоже, на их родине: первый для просвещения татар-кряшен, а второй — чувашей. В Чувашской АССР в 1968 году торжественно и всенародно праздновалось 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие ее основателя И. Я. Яковлева. В Чебоксарах на центральной площади установлен памятник просветителю чувашей И. Я. Яковлеву, его имя присвоено библиотеке и открыт музей его имени. В современной же татарской литературе к именам Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева, еще 100 лет тому назад обучавших часть татар (кряшен) письменности с русскими буквами и способом письма, которая теперь стала всеобщей для татар, и тем самым облегчавшим путь к сближению с европейской культурой, приклеены ярлыки «миссионер» и «поп», позаимствованные из пропагандистского арсенала былых татарских националистов, а Казанская центральная крещено-татарская школа третируется, как место подготовки антимусульманских миссионеров.

— Максимов И. Г. Отзвуки отживших идей в татарской газете

Библиография

  • Бабер-намэ или Записки Султана Бабера / Изд. в под­линном тексте Н. И.[льминским]. Казань, 1857.
  • Древний обычай распределения кусков мяса, сохранив­шийся у киргизов. Пояснение одного места в Истории моголов Рашид-Эддина [письмо Н. И. Ильминского к П. С. Савельеву]. СПб., [1860].
  • Вступительное чтение в курс турецко-татарского язы­ка // Уч. зап. Казанск. ун-та. Кн. III. Казань, 1861.
  • Материалы для джагатайского склонения. Из Бабер-намэ // Уч. зап. Каз. ун-та. Вып. 1-2. Казань, 1863.
  • Об A.A. Бобровникове // Православное обозрение. Ка­зань, 1865. Т. 17, май.
  • Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках. Казань, 1871.
  • Из переписки по вопросу о применении русского алфа­вита к инородческим языкам. Казань, 1883.
  • Беседы о народной школе. Казань, 1888.
  • Воспоминание об И. А. Алтынсарине. Казань, 1891.
  • Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни / Издание почитателей покойного. Казань, 1892.
  • Письма Н. И. Ильминского к К. П. Победоносцеву. Ка­зань, 1899.
  • О способах обучения инородцев (отд. отт. из: Церков­ные ведомости. 1900. № 2).

Литература

  • Благова Г. Ф. Николай Иванович Ильминский как исследователь туркмен­ских диалектов // Вопросы языкознания. 2005. № 6. С. 97-114.
  • Зеленин 1902 — Д. К. Зеленин. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев (К 10-летию со дня смерти 27.XII.1901 г.) // Русская школа. СПб., 1902. № 2.
  • Знаменский 1892а — П. Знаменский. На память об Н. И. Ильминском. Казань, 1892.
  • Знаменский 18926 — П. Знаменский. История Казанской духовной академии за первый (доре­форменный) период ее существования. Вып. 2. Казань, 1892.
  • Знаменский 1900 — П. В. Знаменский. Участие Н. И. Ильминского в деле инородческого обра­зования в Туркестанском крае. Казань, 1900 (см. также: Русская школа. 1902. № 7, 8).
  • Кононов 1982 — А. Н. Кононов. История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период. Изд. 2-е, доп. и испр. Л., 1982.
  • Кононов 1989 — А. Н. Кононов. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период. Изд. 2-е, перераб., подготовил А. Н. Кононов. М., 1989.

Tags: Ильминский николай иванович википедия, ильминский николай иванович южно-сахалинск, ильминский николай иванович библиография, ильминский николай иванович реферат.